Не знаешь, как приступить к текстурам? Пойдем, покажу!

_____________________________________________

Привет! Если ты пришел в CG и думаешь, что текстуры - это не важно, то жизнь будет к тебе жестока. Текстуры - это еще один бермудский треугольник, в котором пропадают время, нервы и надежда на профессиональный рост.

Не согласен? Вникай в статью, и тебе многое прояснится. Кстати, если ты только начинаешь свой трехмерный путь, то тебе крупно повезло - перед тобой целый мануал с кучей крутых практических советов от наших преподавателей.

______________________________________________

Недавно @id89654076 (Александр) попросил у нас фидбек по его работе и прислал 4 картинки нового робота.

Не знаешь, как приступить к текстурам? Пойдем, покажу!, image #1

Мы посмотрели на работу и поняли, что разбираться с ней нужно, начиная с драфта. Александр получил вот такой фидбек:

По драфту: поставь его в позу и найди рефы интересных четырехлапых роботов. Не оставляй его таким симметричным и скучным. Когда показываешь модель — одного скрина достаточно. Сначала разберись с позой, а потом поговорим о текстурах. В них много проблем, но не решив композиционные задачи — текстуры трогать рано.
Несколько симпатичных четырехлапых роботов из GitS. Робот Саши оказался не таким подвижным и пластичным, но нам нужно продолжать работать.
Несколько симпатичных четырехлапых роботов из GitS. Робот Саши оказался не таким подвижным и пластичным, но нам нужно продолжать работать.
Саша немного поиграл с ногами и руками, но мне результат показался неинтересным. Тормозить на этой теме бессмысленно, мы же пришли за текстурами. Ставить в интересные позы можно поучиться на следующих моделях. Поэтому мы пошли дальше.
Саша немного поиграл с ногами и руками, но мне результат показался неинтересным. Тормозить на этой теме бессмысленно, мы же пришли за текстурами. Ставить в интересные позы можно поучиться на следующих моделях. Поэтому мы пошли дальше.

Первое задание: сделать 5 вариантов раскраски робота и выбрать ту, которая ему понравится.

Саша выбрал фиолетовый раскрас. Листай вправо 👉 там еще 4 варианта. Мой любимый — рыжий.
Не знаешь, как приступить к текстурам? Пойдем, покажу!, image #5
Не знаешь, как приступить к текстурам? Пойдем, покажу!, image #6
Не знаешь, как приступить к текстурам? Пойдем, покажу!, image #7
Не знаешь, как приступить к текстурам? Пойдем, покажу!, image #8
1 of 5
Саша выбрал фиолетовый раскрас. Листай вправо 👉 там еще 4 варианта. Мой любимый — рыжий.
Не знаешь, как приступить к текстурам? Пойдем, покажу!, image #9

И еще попросили Сашу не использовать сгенеренные маски, как на этой раскраске: сначала нужно научиться работать без генережки. И ты, читатель, тоже начинай без генережки.

Саша запек АО и вертикальный градиент и положил их поверх чистого цвета. Мы предложили Саше доработать светотень, как показывал Антон в своем туторе: https://goo.gl/3VmL8p. Не поленись и посмотри.

Саша поработал со светотенью и прислал скрины с остальными картами. Дали большой фидбек по рафнесу:

Насчет рафнеса — сделай его контрастнее. Например, сделай краску менее блестящей, а металл наоборот, гораздо более блестящим. Рафнес в чб должен смотреться так же интересно, как и альбедо в цвете. Добавь еще AO в рафнес в режиме оверлея с прозрачностью в районе 30-40. И курватуру тоже оверлеем. А потом инвертни обе карты: инвертить их нужно обязательно, потому что в рафнесе чем белее цвет, тем шершавее поверхность. В спекуларе инвертировать не нужно. И пришли скрин с новым глосом
Получился вот такой набросок. Листай вправо 👉 там все карты.
Не знаешь, как приступить к текстурам? Пойдем, покажу!, image #11
Не знаешь, как приступить к текстурам? Пойдем, покажу!, image #12
Не знаешь, как приступить к текстурам? Пойдем, покажу!, image #13
Не знаешь, как приступить к текстурам? Пойдем, покажу!, image #14
1 of 5
Получился вот такой набросок. Листай вправо 👉 там все карты.

Пора заняться фактурами.

Недавно я дал необычное задание нашей студентке— сделать все материалы огнемета без масок.
Недавно я дал необычное задание нашей студентке— сделать все материалы огнемета без масок.

Второе задание: сделать все материалы робота без масок. Мне показалось, что в голове у начинающих текстурщиков каша и они путаются в материалах и масках. Скверный результат — как следствие. Задание простое: на каждый материал отельная папка, в папке 2-3 слоя: слой нового чистого материала с правильными фактурами, слой с повреждениями (царапины, пятна, сколы, тоже важна фактура), и, может быть, еще один слой с повреждениями другого масштаба или характера.

Получились такие материалы. Листай вправо 👉 Есть над чем работать
Не знаешь, как приступить к текстурам? Пойдем, покажу!, image #17
Не знаешь, как приступить к текстурам? Пойдем, покажу!, image #18
1 of 3
Получились такие материалы. Листай вправо 👉 Есть над чем работать

Нужны референсы! Никогда не начинай работу без референсов!

Некоторе референсы не самые удачные, потому что передают не тот масштаб, в котором сделан робот, но они хорошо дают представление о материалах. Листай вправо 👉
Не знаешь, как приступить к текстурам? Пойдем, покажу!, image #20
Не знаешь, как приступить к текстурам? Пойдем, покажу!, image #21
Не знаешь, как приступить к текстурам? Пойдем, покажу!, image #22
Не знаешь, как приступить к текстурам? Пойдем, покажу!, image #23
Не знаешь, как приступить к текстурам? Пойдем, покажу!, image #24
Не знаешь, как приступить к текстурам? Пойдем, покажу!, image #25
Не знаешь, как приступить к текстурам? Пойдем, покажу!, image #26
Не знаешь, как приступить к текстурам? Пойдем, покажу!, image #27
1 of 9
Некоторе референсы не самые удачные, потому что передают не тот масштаб, в котором сделан робот, но они хорошо дают представление о материалах. Листай вправо 👉
Новые фактуры тоже вышли сырыми, но задачу свою выполнили. Задерживаться на этом этапе мне не хотелось, поэтому мы пошли дальше. 👉
Не знаешь, как приступить к текстурам? Пойдем, покажу!, image #29
Не знаешь, как приступить к текстурам? Пойдем, покажу!, image #30
1 of 3
Новые фактуры тоже вышли сырыми, но задачу свою выполнили. Задерживаться на этом этапе мне не хотелось, поэтому мы пошли дальше. 👉

Третье задание: делай маски. Пора.

Блин, Саша! Что это? Мыло какое-то получилось!
Не знаешь, как приступить к текстурам? Пойдем, покажу!, image #32
1 of 2
Блин, Саша! Что это? Мыло какое-то получилось!

Саша улучшил текстуры. Вообще, очень часто мы думаем, что улучшим работу деталями. На деле нужно подняться на уровень выше и менять то, как выглядят текстуры целиком, а не то, как смотрятся отдельные пятна.

Видите улучшение?
Не знаешь, как приступить к текстурам? Пойдем, покажу!, image #34
Не знаешь, как приступить к текстурам? Пойдем, покажу!, image #35
1 of 3
Видите улучшение?

Мы предложили кинуть шарпен. Если честно, знали, что он не поможет. Точнее, что он будет нужен, но гораздо позже, а сейчас от него нет толку.

И Саша кинул шарпен! Не сказать, что стало лучше. Пыль тоже не спасала. Просто каша и мыло увеличились
Не знаешь, как приступить к текстурам? Пойдем, покажу!, image #37
Не знаешь, как приступить к текстурам? Пойдем, покажу!, image #38
1 of 3
И Саша кинул шарпен! Не сказать, что стало лучше. Пыль тоже не спасала. Просто каша и мыло увеличились

Мы решили, что лениться больше нельзя, и начали писать полезные указания. Контрастность решает! Просто потвикали слегонца маску, и вся модель стала чуточку, но лучше!

Меньше мыла — больше выразительности!
Меньше мыла — больше выразительности!
Как это сделать? нужно добавить контраст на маску. Стоит делать это с помощью уровней. Сначала двигаем верхний ползунок черного ближе к белому, а потом сдвигаю средний к черному, чтобы получить больший контраст в маске.
Как это сделать? нужно добавить контраст на маску. Стоит делать это с помощью уровней. Сначала двигаем верхний ползунок черного ближе к белому, а потом сдвигаю средний к черному, чтобы получить больший контраст в маске.
Сравните альбедо. Обе текстуры в 2к, но по правой этого не скажешь.
Сравните альбедо. Обе текстуры в 2к, но по правой этого не скажешь.
Пройдем по слоям. Раз начали с ржавчины: добавили фактуры и немного прибрали прозрачность
Пройдем по слоям. Раз начали с ржавчины: добавили фактуры и немного прибрали прозрачность
Цвет немного разбил по тону, чтобы все стенки не сливались воедино. Для этого сгенерили свет в пеинтере и положили его оверлеем с очень большой прозрачностью.
Цвет немного разбил по тону, чтобы все стенки не сливались воедино. Для этого сгенерили свет в пеинтере и положили его оверлеем с очень большой прозрачностью.
Потом продирались сквозь нейминг, пока не дошло, что делают эти слои. Пожалуйста, следите за неймингом.
Потом продирались сквозь нейминг, пока не дошло, что делают эти слои. Пожалуйста, следите за неймингом.
Мы взяли старую маску. Что в ней не так? Невнятные пятна. Мы не знаем откуда они здесь появились, и что это вообще такое. Они мягкие. А это, как мы уже выяснили, не круто.
Мы взяли старую маску. Что в ней не так? Невнятные пятна. Мы не знаем откуда они здесь появились, и что это вообще такое. Они мягкие. А это, как мы уже выяснили, не круто.
Нужно для примера сделать новый слой с нуля. Займемся грязью, ведь пеинтер создан, чтобы делать грязь!
Нужно для примера сделать новый слой с нуля. Займемся грязью, ведь пеинтер создан, чтобы делать грязь!
Забегая вперед, вот как выглядят внятные пятна.
Забегая вперед, вот как выглядят внятные пятна.

И мы слили старые бесхозные маски по текстурам. Не знаем, кто их сделал, до нас они дошли через несколько рук. Возможно это нда-шка, не знаю, но маски крутые! Ловите: https://yadi.sk/d/pLxJw6Mh3ZjjoF

Почему эти стенсилы так важны? Каждое пятно рассказывает историю. Лучше пара хороших брызг, чем сотня невнятных мыльных пятен из дефолтных гранжей.

Зацени гифку! Она не сразу загружается. Важно, что когда мы подмазываем стенсилы — робот всегда виден во весь рост. Не нужно подмазывать пятна в деталях, работайте с общими формами

Вот, взгляни. Мы просто нарисовали пятна грязи. Внизу их много — он же ходит по грязи. Их нужно меньше, но это решим чуть позже.
А еще сделали металл белым. В металлнес воркфлоу это правильнее, и контраст приятнее смотрится.
А еще сделали металл белым. В металлнес воркфлоу это правильнее, и контраст приятнее смотрится.
Добавил темный слой в режиме мультиплай и только в цвет. И покрасили все сочленения. Это немного разнообразило фиолетовую краску. На картинке цвет без прозрачности. Оставили, чтобы было лучше видно покрашеные детали.
Добавил темный слой в режиме мультиплай и только в цвет. И покрасили все сочленения. Это немного разнообразило фиолетовую краску. На картинке цвет без прозрачности. Оставили, чтобы было лучше видно покрашеные детали.
Избавились от мыла в темно зеленых пятнах. Сами пятна не очень читаемы, но с жесткой гранью они смотрятся горазно выразительнее. И вообще, хватит мылить! Это не делает картинку лучше.
Избавились от мыла в темно зеленых пятнах. Сами пятна не очень читаемы, но с жесткой гранью они смотрятся горазно выразительнее. И вообще, хватит мылить! Это не делает картинку лучше.

Пора разобраться с царапинами!

Сейчас это — хаос. Робот не может царапаться как ваш смартфон после 5 лет честной службы.

Шумная маска не становится выразительнее.
Шумная маска не становится выразительнее.

Никаких царапин в углублениях, на механизмах и в труднодоступных местах! Помните золотое правило: Less is more. Когда на модели несколько царапин — каждая из них становится важнее и выразительнее.

В конце сделали царапины белыми, потому что металл в металлнесе должен быть белым.
В конце сделали царапины белыми, потому что металл в металлнесе должен быть белым.

На этом с краской в бейс колоре покончим. Можно приступить к глоссу, но мне хочется продолжить с цветом и заняться металлами. Начали с того, что сделали металл почти белым, потому что металл должен быть почти белым. И первые царапины покрутили левелом. Вышел очень простой материал, нет смысла его расписывать.

Пока выходит вот такой бейс колор. Он еще не готов, робот остается очень грязным и видавшем виды. Но, в то же время, он стал эстетически более привлекательным. Да и мыло прошло.
Пока выходит вот такой бейс колор. Он еще не готов, робот остается очень грязным и видавшем виды. Но, в то же время, он стал эстетически более привлекательным. Да и мыло прошло.
Включили пыль и положили ее над ржавчиной (пыль все-таки ложится поверх ржавчины, а не ржавчина появляется поверх пыли). И еще включили слой с AO и небольшой прозрачностью. Ао дает чуток объема.
Включили пыль и положили ее над ржавчиной (пыль все-таки ложится поверх ржавчины, а не ржавчина появляется поверх пыли). И еще включили слой с AO и небольшой прозрачностью. Ао дает чуток объема.
Насчет AO в бейс колоре. Кто-то скажет, что это ошибка и так делать нельзя, но правда в том, что нам нужно получить крутой результат, и иногда мы можем позволить себе отходить от правил. Тем более, большие PBR игры часто не стесняются добавлять немного AO в альбедо. Это все-еще альбедо, а не дифьюз. Мы же не впекаем свет в геометрию.

Потом просто потвикали все карты по маскам. Работа строго механическая, металлы белые, неметаллы черные, глосс поконтрастнее. Вышли такие карты:

Листай вправо 👉 Порядок такой: рафнес, металлик, бейз колор и все вместе. Карты еще сырые, но с ними уже можно работать.
Не знаешь, как приступить к текстурам? Пойдем, покажу!, image #56
Не знаешь, как приступить к текстурам? Пойдем, покажу!, image #57
Не знаешь, как приступить к текстурам? Пойдем, покажу!, image #58
1 of 4
Листай вправо 👉 Порядок такой: рафнес, металлик, бейз колор и все вместе. Карты еще сырые, но с ними уже можно работать.

Насчет рафнеса: чем белее, тем шершавее поверхности (они более матовые, и блик становится больше), чем чернее, тем более гладкой/глянцевой становится поверхность. Ржавчина, грязь и пыль — светлые (они меньше бликуют). Чистый металл и стекло — темные, они бликуют больше. Еще добавили небольшой ровный градиент, который чуть высветляет низ и затемняет верх. Это нужно, чтобы добавить вертикального контраста в текстуру и привлекать чуть больше внимания к голове и рукам модели. И отвлекать от менее важных ног.

Саша по моему фидбеку сделал такую текстуру.
Саша по моему фидбеку сделал такую текстуру.

Это хорошая база для текстуры. Дальше стоит заняться ее полировкой: добавление интересных деталей, швы попрятать и в целом привнести жизнь в модель. Но работа истощила нас обоих, и застревать долго на учебной модели не стоит.

Через день Саша прислал вот такого малыша. Текстура сразу получилась интереснее!
Не знаешь, как приступить к текстурам? Пойдем, покажу!, image #61
1 of 2
Через день Саша прислал вот такого малыша. Текстура сразу получилась интереснее!

Стоит отметить, что для продакшена хватает, но топы артстейшена не занимать. На наших курсах текстуры ведет Антон Агеев, он куда больше в этом понимает. Тем не менее, ты наверняка понял, какой это хитрый процесс и как просто в нем заблудиться.

Однако знания решают. Разобравшись в этой теме раз и навсегда, ты значительно повысишь свою ценность как специалиста. Многие забивают на текстуры. Это значит, таких умных людей, как ты, будет куда меньше. Тебе это только на руку! Главное не упустить момент и качественно прокачаться.

Разобраться с текстурами самостоятельно очень сложно, а у нас в школе есть классный дядька Антон, который в этом деле мастер. И совсем скоро у него стартует авторский курс, на который ты еще успеваешь!

Купить курс по текстурам: https://texture.school-xyz.com/

Подробно о курсе: https://vk.com/@xyz_gamedev-textures

Курс будет стильно и понятно оформлен
Курс будет стильно и понятно оформлен

P.S.

Немного бальзама на мое черствое сердце.

Не знаешь, как приступить к текстурам? Пойдем, покажу!, image #63
9847 views·289 shares